Какой истинный джазмен не мечтал о Нью-Йорке? Пожалуй, найти хотя бы одного такого музыканта не то, что очень сложно, с уверенностью можно сказать – невозможно! Всё-таки и сегодня, в XXI веке, именно этот необычный космополитичный город остаётся всемирной джазовой столицей. Просто так сложилось исторически, географически и, может быть, как-то ещё, что «музыка чёрных» в Америке родилась, здесь же она прижилась и полюбилась публике, и только годы спустя у этого своеобразного стиля появились свои поклонники.
Здесь, в Нью-Йорке, как и полвека назад, когда джаз достиг своего расцвета и был настолько же моден, сколько и непонятен многим людям, проходит огромное количество концертов и фестивалей, в том числе, и международных. Профессиональные музыканты мечтают поиграть на одной сцене с легендами джаза, и у некоторых мечты, к их великому счастью и удаче, всё же сбываются. Возможно, остальные так и продолжают грезить о волшебном Нью-Йорке.
По вечерам здесь звучит невероятно красивая мелодия, ритм которой уловить невозможно. Эти ломаные, но, в то же время, такие гармоничные звуки, создают совершенно потрясающую атмосферу, сравнить которую трудно вообще с чем-либо ещё. Не зря же говорят, что джаз – это тот же наркотик: если тебе понравилось единожды, и ты испытал невероятные по силе эмоции, то со временем вряд ли получится его разлюбить.
В этом весь джаз! Сильное, напористое звучание трубы, умиротворяющая мелодия саксофона, неутомимые барабаны и контрабас придают любой импровизации особый стиль, который невозможно ни с чем спутать. Эту музыку не все понимают, некоторые люди считают, что ломаные и сбивчивые ритмы не несут в себе никакой смысловой нагрузки. А те, кто жизни себе без джаза не представляют, будь то музыканты или благодарные слушатели, крайне не любят вступать в споры, убеждая кого-либо в обратном: мол, нет, джаз – это интеллектуальная музыка, в ней не просто есть смысл, она сама по себе уже один большой смысл. Неблагодарное это дело - говорить о музыке, её надо слушать и чувствовать, пропускать через себя, и только тогда, возможно, что-нибудь станет понятно.
В Нью-Йорке огромное количество джазовых клубов, где не только по выходным и праздничным дням, но и в обычные рабочие вечера играют странную, но такую притягательную и чарующую музыку. Однако среди всего этого колоссального списка подобных заведений есть совсем немного таких, что были любимы публикой ещё более полвека назад. И сегодня они по-прежнему вполне успешно сохраняют свою популярность. Одним из таких заведений является Dizzys Club (Диззи клаб), расположенный в здании известного Lincoln Center (Линкольн центр).
Именно здесь выступают гастролирующие музыканты и различные джазовые ансамбли из многих стран мира. Это фешенебельный клуб Нью-Йорка, настоящий храм «музыки чёрных», которая давно уже на самом деле таковой не является: любовь к ней никоим образом не зависит ни от цвета кожи, ни от расовой и национальной принадлежности.
Когда-то создатель Диззи клаб, музыкант Уинтон Морсалес (Uinton Morsales) сделал всё, чтобы к джазовой музыке начали относиться как можно серьёзней. Ведь ни для кого не будет секретом, что в некоторых странах некоторое время джаз не воспринимался как полноценный стиль музыки, более того, он даже достаточно серьёзно критиковался и высмеивался. Сегодня Диззи клаб – это настоящий образец лучшего джазового клуба: великолепное месторасположение, потрясающая акустика и, конечно, профессиональные музыканты, для которых вряд ли есть что-то более важное в жизни, чем их любимый джаз.
Одним словом, выступить в этом месте с концертом является для каждого джазмена если и не вершиной творчества и карьеры, то, как минимум, важной точкой на жизненном пути. Но для того, чтобы выступать на сцене, играя великолепную музыку, нужно многому научиться, отточив своё мастерство почти до совершенства.
По этой причине Нью-Йорк любим и уважаем не только музыкантами, входящими в состав ансамбля, но и теми, кто только собирается постичь азы профессионального мастерства игры на инструментах. Проще говоря, студентами: либо теми, кто уже сумел получить музыкальное образование на своей родине, либо теми, кто только планирует это сделать. Учиться в Нью-Йорке в джазовом колледже очень престижно, а, соответственно, не очень дёшево. Но те люди, которые ставят перед собой подобную задачу, не видят никаких преград. А, кроме финансовой стороны вопроса, их практически больше и нет.
В большом городе есть несколько учебных музыкальных заведений, где, при желании, можно пройти обучение по классу джазовой музыки. Удивительно, но в последнее время, конкурс вырос в несколько раз, а ещё не так давно по количеству абитуриентов наблюдался некоторый спад. В Маннес-колледже, который чаще всего называют Новой школой музыки (Mannes College the New School for Music), учится достаточно много иностранцев. Для талантливых людей здесь предлагаются специальные условия, и при этом совсем неважно, откуда начинающий музыкант родом. Он должен любить музыку как таковую и джаз, в частности. Пожалуй, это основное условие, подразумевающее, разумеется, то обстоятельство, что ученик будет тратить большую часть времени на постижение тонких моментов, с головой погружаясь в обучающий процесс.
Консерватория, расположенная практически в центре Нью-Йорка, и сегодня является одной из самых престижных в городе среди всех подобных. Она была основана в 1916 году скрипачом Дэвидом Маннесом (David Mannes), концертмейстером Нью-Йоркского симфонического оркестра. Разумеется, колледж гордится своими преподавателями, многие из которых являются настоящими гуру в мире джаза. Далеко не все из них могут позволить себе трудиться, не покладая рук, на постоянной основе, ведь, помимо американских музыкантов, своими знаниями с радостью готовы поделиться талантливые люди из-за рубежа.
К примеру, всемирно известный и также масштабно любимый огромным количеством людей российский саксофонист Игорь Бутман периодически даёт мастер-классы и практические занятия. Надо сказать, что г-н Бутман вообще очень любит Нью-Йорк и является частым гостем этого города, что, безусловно, не может не радовать, как его истинных поклонников, предвкушающих концертное выступление талантливейшего музыканта, так и студентов, жаждущих перенять частичку джазовой гениальности.
Истинные почитатели джаза любят говорить: «Эта музыка не для всех, это музыка для избранных». Далеко не все готовы согласиться с данным утверждением, тем более, что есть в нём нотка предвзятости и ущемления, к примеру, тех, кто любит рок или классику. Но всё же доля истины присутствует: понять и прочувствовать великолепную музыку могут не все, возможно, исключительно коренные жители Нью-Йорка. Другим остаётся брать с них пример.