Всем известно, что метро является наиболее удобным и быстрым способом передвижения в крупных мегаполисах. В Нью-Йорк даже самые привередливые «голубокровки» без комплексов пользуются услугами этого вида транспорта. Ведь стоять в пробке на 42 авеню или на выезде с Бруклинского моста нет ни времени, ни терпения. Искать парковку на улицах Манхэттена в худшем случае можно около 30 минут, а темнеет на этом побережье даже в самые длинные дни года в 8 - 9 вечера.
Посмотрев на карту–схему метрополитена и даже сравнив её с московской, можно предположить, что метро не так уж продуманно и тщательно соединяет глубинки пригородов, или как их еще называют 5 крупнейших районов, с островом Манхэттен. Такой неопытный взгляд на покрытие территории этими шумными линиями естественно обманчив. Эффективность и надежность даже при нередких задержках из-за ремонта заставляет восхищаться.
Учитывая дальние расстояния от работы до дома, плюс пара обязательно незапланированных поездок в течение дня, которые совершает большинство жителей этого города за день, в метро иногда приходится проводить около 5-6 часов в сутки. Согласитесь, это достаточный отрезок времени, чтобы сделать определенные наблюдения и выводы и ,может быть, полюбить эту непредсказуемую жизнь метро. Это одно из тех самых мест, где может произойти что угодно и когда угодно. В Вагонах метро знакомятся и встречаются, здесь часто показывают представления уличные артисты, здесь ежедневно теряются десятки бумажников, и можно почитать оставленные New-York Times или Washington Post. Выходя на Time Square, вы всегда можете насладиться выступлением на подходе к перронам талантливых в основном черных ребят и девчонок и целых групп, со всеми необходимыми музыкальными инструментами. Зачастую не видя их из-за любопытной толпы, можно спутать их голоса с Maria Cary или Craigом Davidoм. Не зря существуют истории о бездомных певцах, подобранных продюсерами на улице, в последствии ставших звездами.
Стоимость одной поездки в метро равняется 1,5 доллара. Вы можете как жетонами, купленными в кассе, так и карточками стоимостью 3, 9, 15 долларов и мультикарточкой на 120 поездок. Лучше всегда иметь при себе несколько карточек, потому что кассира может не быть, а автомат по продаже карточек может быть сломан, и тогда придется идти на другой конец перрона. Неопытный путешественник может оказаться у закрытых вертящихся стоек на пустынной станции, когда американские купюры обесцениваются, за невозможностью попасть внутрь.
Карту–схему метрополитена можно попросить у кассира на любой станции совершенно бесплатно, такая же схема расположена на стене внутри каждого вагона.
Если сесть на определенный маршрут и проехать его от начала до конца, то понимаешь, что нет почти никаких закономерностей с в этом загадочном мире. Начиная свой путь, например, из сердца Бруклина, вы заходите в неполные, часто пустоватые вагоны, собирающие около 70% «русско- говорящих» представителей, 20% так называемого черного населения (редко отличишь их национальную принадлежность) и остальные 10%, вбирающих в себя американцев, итальянцев и в меньшей степени японцев и китайцев. Последних можно научится различать по внешности друг от друга чаще интуитивно на второй месяц наблюдения.
В метро Нью-Йорка редко кто когда уступает место женщинам или пожилым людям. Это в порядке вещей, за исключением, если уж не войдет совсем немощный человек, который по той или иной причине еле держится на ногах. Когда мы с моим другом решили уступить место в набухавшем вагоне двум размерным американским женщинам, решив, что в проходе будет свободнее, если они займут сидящие места («Эй, мэм, пожалуйста, садитесь!»), они очень удивились, поблагодарили нас и друг другу, так чтобы было слышно, отметили, что такой поступок был очень достойный и джентльменский.
В центре вы можете увидеть как вечно спешащих брокеров, бизнес леди, так и простых школьников, прогуливающих уроки в зале игровых автоматов. По мере отдаления от Манхэттена вагоны пустеют, и можно опять развалиться на все видение, cнять ботинки и поставить их рядом. Этого никто не стыдится и не стесняется и в свою очередь выпучено не глазеет на подобных. В Америке многое без стереотипов. В руках у меня оказалась случайно попавшая сегодняшняя New-York Times. Осталось 4 остановки до пересадки, поэтому лучше читать, чтобы не заснуть. В шумном туннеле какая-то женщина, увидев фото на первой полосе, переспрашивает : « Ну как там Янки, лидируют?» – « Да, отвечаю я, похоже, они все время выигрывают.» В Нью-Йорке в большинстве случаев на обложке спортивная тематика, а на бейсболе они вообще помешаны.
В Квинсе, где мы с моим другом работали, живут в основном «испанцы», поэтому этот район не отличается особой чистотой. В подземных станциях часто можно наблюдать за крысами размером с кошек, бегающими по шпалам в процессе ужина пустыми стаканами от Cоca-Cola прочими объедками. В этих местах безопаснее садиться в вагон с дежурным полицейским. Его (полицейского) можно заметить по приходу поезда на станцию, лицо в очках исправно высовывается из окна. И вот мы уже едем с работы в 11.30 вечера: сил на разговоры уже нет, смутно вспоминается содержимое холодильника. Единственная белая женщина в вагоне, сидящая возле поручня, за который я держался вдруг выкидывает по-русски: “Садитесь, молодой человек, что стоять, когда место свободно.” Меня всего внутри мгновенно передернуло, но внешне я не растерялся и на автомате ответил: “Нет, спасибо, я постою.” Интересно, что 80-ти летняя бабуля делает в полночь в испанском районе одна? Может быть живет рядом,- смелая уж больно.
Вдруг в вагон входит достаточно потрепанный высокий мужчина лет 35, греческой внешности и предлагает прочитать всем молитву, поблагодарить Бога, за то, что мы живем и родителей, за то, что они дали нам жизнь и потом кормили нас. На достаточно хорошем американском он прочитал молитву при полной тишине. Потом, заметив меня с мои м другом, подошел и спросил, « Ребята а вы откуда? Поляки, да? Ваш язык польский?»-«Нет , мы русские из России.»- «А-а-а, говорит он уже на почти идеальном русском, как вас зовут? Как ваши имена?» –«Николай! Александр!»-«О, Святой Николай…. Как вы относитесь к чужой вере, атеистам, католикам?»-«Да мы не против, относимся уважительно, - у каждого своя вера.»-« А, вот, Папу не приняли на Украине, знаете, да?… Ну, давайте прочитаем молитву и для вас!»
После чего обратился ко всему вагону, представив нас и еще одну итальянскую женщину по имени Руд, которую он тоже счел за русскую, и попросил помолиться и за нас. Он прочел «Отче наш» почти без акцента, потом добавил: « Ну ладно, мне пора в другой вагон!» Мы были изумлены и уже ничего не понимали.
Уже скоро мне выходить, через три короткие остановки. Заходит Сонни Кен, пожилой бездомный афро-американец лет 50-ти. Его уже многие знают и здороваются за руку. Сонни всегда произносит одну и ту же речь, типа, что он уставший и бездомный, и что, если у кого есть кусок хлеба, фрукт или доллар, пусть поделятся. Я уже успел выучить эту речевку наизусть. Потом он проходит вдоль вагона, собирая мелочь, и идет в следующий. Странно, но Сонни всегда в новых шмотках, потертых и грязных для вида, конечно. Разные кроссовки, разные джинсы, только вот авоська одна и та же, наверное, любимая.
На моей остановке AVE. N после 11 вечера по каким-то дням закрыт один выход, так что целесообразнее сразу садиться в первый вагон, чтобы потом не шагать весь перрон.
Во время катастрофы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года именно метро какой-то короткий промежуток времени служило спасением для многих горожан, кто успел спуститься и сесть на поезд. Потом часть метро была завалена, и все движение на Манхэттен было зактрыто. Я проезжал рядом с этим местом в промежуток между первым и вторым взрывами, когда в вагон вбежал мужчина в желтой форме работника города весь в пыли и асбесте. Сначала он долго стоял в стороне какой-то отреченный, а потом сказал всем, что только что произошло.
Итак, если вы оказались в Нью-Йорке в поисках приключений, вам некуда деться от жары, вы никого не знаете, можете смело садиться в метро, оно наверняка решит многие ваши проблемы.
Впечатлениями делился Александр Спирин.