Морской Порт Саус-Стрит (или Исторический Район Морского Порта Саус-Стрит (South Street Seaport Historic District)) — историческая область, расположенная в нижнем Манхеттене, Нью-Йорк. Морской порт расположен на пересечении Фультон-Стрит (Fulton Street) и Ист-Ривер (East River) и недалеко от Финансового Района. Это один из самых старых объектов архитектуры в деловом квартале Манхеттена, дом XIX века. Морской порт также включает торговые здания и корабли раннего колониального периода, а также розничные и торговые места, такие как Рыбный Рынок Фультона (Fulton Fish Market) и шоппинг-молл Пирс-17 (Pier 17).
Исторический Район Саус-Стрит и Окрестности (South Street Historic District and Extension)
Исторический Район Саус-Стрит и Окрестности представляют собой ряд блоков, ограниченный Перл-Стрит (Pearl Street), Уотер-Стрит (Water Street), Пек-Слип (Peck Slip) и Довер-Стрит (Dover Street). Это историческая часть города, выросшей из небольшого района середины XVIII в. Исторический Район Саус-Стрит и Окрестности – важное напоминание о расцвете Нью-Йорка как международного торгового центра. Здания стоят в линию и используются относительно в том же качестве, в каком служили раньше: как склады, галереи и торговые помещения. Исторический Район Морского Порта Саус-Стрит, попал в Списки Государственных и Национальных Исторических Мест (State and National Registers of Historic Places).
История
После первого заселения Манхеттена голландцами береговая линия Ист-Ривер (East River) была признана естественной гаванью для кораблей. Голландцы начали изменения береговой линии острова при помощи искусственных насыпей, появившихся за много столетий до этого и просуществовавшей до наших дней. Улица Перл-Стрит (Pearl Street) сейчас находится там, где когда-то пролегала естественная береговая линия и своим именем она обязана жемчужным ракушкам, которые часто находили у берега.
Залив с первых времен своего появления стал важным источником дохода города. Морская торговля, как береговая, так и трансатлантическая, процветала на протяжении XVIII в.
Во время Революции, когда Нью-Йорк был занят британцами, через залив проходил основной объем домашней торговли. После войны Нью-Йорк начал торговлю с Великобританией в поисках новых рынков для сбыта товаров.
Открытие Канала Эри (Erie Canal) в 1825 г. повысило значимость города как торгового центра, обусловив его роль как главного пункта сбора американских сельскохозяйственных продуктов для экспорта и по объему импорта иностранных товаров, транспортируемых вдоль Канала на Дикий Запад. В 1840-х гг. прежние лайнеры были заменены быстроходными суднами, а последние в свою очередь – пароходами, которые сыграли огромную роль в становлении Нью-Йорка как одного из центров мировой торговли.
В XIX в. порт Нью-Йорка стал известен как главный центр кораблестроения в стране. Традиционным для этой индустрии было расположение на севере Исторического Района и его окраин и север современного моста Бруклин-Бирдж, а также вдоль береговых линий Ист-Ривер в Манхеттене и в Бруклине. Корабельные мастерские Нью-Йорка строили торговые американские корабли в XIX в. и с нью-йоркским портом мог конкурировать только Клиде (Clyde) в Шотландии.
В 1850-х гг. порт Ист-Ривер пережил свой пик как торговый центр. После окончания этого периода быстроходные судна были заменены новыми пароходами. Их огромный размер требовал большей глубины и более широкого пространства для маневров. Расширение железных дорог и открытие Панама-Рейлвей (Panama Railway) еще более уменьшило пространство для кораблей и торговые пути переместились ближе к северу. Место по-прежнему служит важным транспортным городским узлом. Фультон-Ферри (Fulton Ferry), связывающий Фультон-Стрит в Манхеттене с Фультон-Стрит в Бруклине, обеспечивает проезд миллионам пассажиров ежегодно. Среди других железнодорожных и паровых путей следует выделить маршруты в Коннектиткут и Массачусетс, а также на Восточный Лонг-Айленд (Eastern Long Island) к пирсам, этим маршрутом пользуются несколько тысяч человек. Как только морской транспорт потерял свою популярность, бизнес, рассчитанный на местных путешественников, потерпел крах, оставив после себя только пустые склады. Рыбная Ассоциация Фультон-Маркет (The Fulton Market Fishmongers Association), организованная в 1860-х гг., была одним из важнейших образований в этой местности. Рыбный рынок продолжает функционировать и сегодня, хотя он поменял свое расположение, оказавшись за пределами Манхеттена, а именно в Бронксе.
Штатское и Муниципальное правительства и Музей Морского Порта Саус-Стрит (South Street Seaport Museum), основанный в 1967 г., занялись детальной разработкой плана реабилитации зоны. Проект организации Роуз (Rouse) позволил начать постройку новых сооружений, отреставрировать старые и возвратить к жизни огромную область. Сегодня Исторический Район Морского Порта Саус-Стрит и его Окрестности– одна из самых примечательных туристических зон в городе.
Музей
Музей Морского Порта Саус-Стрит был основан в 1967 г. Питером и Нормой Станфорд. Когда он открылся первоначально в качестве музея, его основной целью образования была передача информации об историческом памятнике последующим поколениям, «магазины» в основном продавали репродукции пейзажей, написанных в расцвет Морского Порта в 1820-1860-х гг.
Первоначальная цель развития Морского Порта – сохранение блоков зданий, известных как Шермерхорн Роу (Schermerhorn), которым угрожало полное разрушение в следствие не надлежащего использования или будущей реконструкции, когда великая история нью-йоркской морской индустрии могла бы забыться всеми, кроме торговцев антиквариатом. Первоначальные попытки сохранить историческое прошлое были сфокусированы исключительно на этих зданиях и на приобретении нескольких торговых кораблей. Сооружения на Фультон-Стрит находились напротив главного здания Рыбного Рынка Фультон (Fulton Fish Market), которое вскоре стало огромной гаражной структурой и недавно было реконструировано как многоэтажный шоппинг-молл.
В 198 2г. реконструкция сделала музей одним из самых крупных туристических объектов за счет реорганизации современных торговых зон. Старые платформы пирса были разрушены, а на их месте появился новый торговый павильон, открывшийся в августе 1983 г.
Дизайн и планировка
Почти все здания и все окрестности Морского Порта – это путешествие назад, в прошлое, в Нью-Йорк середины 1800-х гг., предпринимаемое для ознакомления с тем, какой была морская торговая жизнь в ту эпоху. В Морском Порту стоит несколько исторических морских транспортных средств, среди которых отдельно упоминания заслуживает Летающий П-Лайнер (Flying P-Liner), Пекинг (Peking) и музейные брусчаткой. Здесь без особых затруднений можно обнаружить ряд магазинов, баров и ресторанов. Сам по себе Морской Порт функционирует в первую очередь как молл и туристический центр, построенный на Пирсе 17 на Ист-Ривер. Из доков открывается прекрасный вид на Ист-Ривер, Бруклин-Бридж и Бруклин-Хайтс.