Лето-2009 в Вашингтоне проходит под знаком реформы системы здравоохранения. Белый дом лоббирует этот билль с тем же жаром, с каким недавно продвигал план стимулирования экономики. Президент Барак Обама твердо рассчитывает занести закон о всеобщем медицинском страховании в список своих побед и уже начал готовиться к следующей не менее амбициозной цели - реформе иммиграционной системы США. Судя по всему, она вызовет не меньший резонанс. И критики, и сторонники главы Белого дома готовы отстаивать свои принципы.
В тиши кабинетов по обе стороны Пенсильвания-авеню уже кипит работа над деталями соответствующего законопроекта, который сенатор от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер представит коллегам в начале сентября, не позднее Дня труда. Администрация тоже готовится к штурму, разрабатывая новую стратегию и не афишируя ее особо до поры до времени. Федеральные власти проверяют предприятия, которые подозреваются в использовании труда нелегальных рабочих, и облагают их огромными штрафами. Все как и прежде.
Согласно опросам общественного мнения, американцы в целом поддерживают идею легализации 12 миллионов иммигрантов, которые живут в стране без документов и на птичьих правах. Многие признают, что так называемые нелегалы в большинстве своем законопослушны, выполняют черную работу за копейки и являются родителями детей, обладающих правом на американское гражданство по рождению. Эти люди пустили в стране корни, купили дома и зачастую даже платят налоги, пользуясь налоговыми идентификационными номерами. Тем не менее и самым сердобольным американцам претит идея прецедента, когда иностранцы, проникшие в США незаконно и воспользовавшиеся брешами в законодательстве, дождутся-таки амнистии и станут гражданами Соединенных Штатов. Поэтому избиратели, поддерживая идею новой реформы, требуют от властей гарантий того, что это станет последняя амнистия, а поток нелегалов каким-то образом будет наконец остановлен.
Консерваторы полагают, что заслон непрошеным пришельцам можно создать, отделившись от Мексики высокой стеной и еще сильнее укрепив границу. Однако опыт показывает: такая система недостаточно эффективна, дает сбои. Пока у человека без документов есть возможность устроиться в Америке на работу и получать зарплату, которая по меркам его страны считается довольно-таки щедрой, он будет пробираться сюда, невзирая на все препоны и риск быть пойманным или даже погибнуть.
Джордж Буш-младший, если помните, тоже пытался провести иммиграционную реформу и, уловив настроения общественности, санкционировал шумные рейды по предприятиям, нанимающим нелегальных иммигрантов. Не имеющих права на работу арестовывали для последующей депортации. В результате возникали абсурдные ситуации, когда родителей разлучали с детьми, а малыши с американскими паспортами оставались дома без присмотра взрослых. В дело вмешивались правозащитные организации, активисты, церковь и пресса. Всеобщие симпатии были на стороне нарушителей закона, а не тех, кто претворял эти положения в жизнь. Возможно, Буш ожидал такой реакции общественности и сознательно ее провоцировал. Предыдущий президент был всегда на стороне бизнес-элиты, а ей чрезвычайно выгодно пользоваться дешевой рабочей силой.
Новая администрация последовательно и хладнокровно общается только с руководством предприятий, наказывая работодателей, а не простых сотрудников. В случае повторного нарушения бизнес облагается еще более высоким штрафом. Нанимать нелегалов становится опасно и невыгодно. Выходит дороже.
Бизнесменов никому не жаль, прессе снимать нечего, душещипательные истории остались в далеко прошлом. Зато осенью, когда законопроект об иммиграционной реформе будет вновь вынесен на обсуждение в Конгрессе, ее сторонники смогут с уверенностью утверждать, что борьба с нелегальной иммиграцией ведется: мол, вот вам цифры и какие! Это, безусловно, не гарантирует утверждения реформы, но существенно повышает шансы на победу.