Главная - Персоналии - Ротко, Марк


Ротко, Марк

ротко, марк

Марк Ро тко (англ. Mark Rothko, имя при рождении Маркус Яковлевич Роткович; 25 сентября 1903, Двинск Витебской губернии — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.

Родился и вырос в образованной еврейской семье, где говорили как на идише, так и на русском языке. Глава семейства, Яков Роткович, работал фармацевтом, но, несмотря на скромный доход, много внимания уделял образованию детей. В возрасте 5 лет Маркус поступил в хедер, где изучал Пятикнижие и Талмуд, в то время как остальные дети продолжали получать светское образование.

Эмиграция в США

Глава семейства Ротковичей, опасаясь того, что детей заберут на службу в царскую армию, решил эмигрировать в США, следуя примеру многочисленных еврейских семей, бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича, которые обосновались в Портленде, штат Орегон и занялись производством одежды. Маркус остался в России с матерью и старшей сестрой. Они присоединились к Якову и старшим детям позже, зимой 1913 года. Через несколько месяцев отец Маркуса умер. Семья осталась без средств к существованию, и всем детям приходилось работать. Маркус помогал своему дяде, продавая газеты сотрудникам на складе.

В 1913 году Маркус поступил в общеобразовательную школу, и его перевели из третьего в пятый класс. В 17 лет он с отличием закончил школу Lincoln High School. Он в совершенстве овладел английским (четвертый язык Марка) и стал активно участвовать в жизни местного еврейского сообщества, особенно в политических дискуссиях.

Марк поступил в Йельский университет, где первый год учился благодаря полученному за отличный аттестат гранту, а позднее, когда дотация закончилась, работал, чтобы оплачивать учебу. В университете Марк, вместе с товарищем Аароном Директором, выпускал сатирический журнал, направленный на разоблачения пороков университетского общества WASP («Белых англо-саксонских протестантов»). Вскоре Марк бросил университет, и вернулся туда только 46 лет спустя, получать почетную степень доктора.

Раннее творчество

Осенью 1923 года Ротко, навещая друга в Школе Искусств в Нью-Йорке (Art Students League of New York), увидел, как художники рисовали модель. Как позднее говорил сам Ротко, в этот момент он родился как художник. Некоторое время спустя он поступил в «Новую школу дизайна» в Нью-Йорке, где одним из его преподавателей стал один из основателей «абстрактного сюрреализма» Аршиль Горки. Осенью того же года Ротко ходил на курсы в «Лигу студентов искусств Нью-Йорка» к Максу Веберу, влияние которого сказывается в ранних работах Ротко. Именно с тех пор он стал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.

Круг общения

Переехав из Портленда в Нью-Йорк, Марк Ротко окунулся в бурную атмосферу художественной жизни большого города. Тогда молодого художника впечатлили сюрреалистические работы Пауля Клее и живопись Жоржа Руо. В 1928 году Ротко, с группой молодых художников, впервые выставил свои работы в галерее Оппортьюнити (Opportunity gallery). Темные экспрессивные полотна — изображения интерьеров и городские зарисовки — были хорошо приняты критиками и коллегами. Несмотря на этот скромный успех, Ротко все еще не мог целиком посвятить себя творчеству — ему необходимо было работать. В 1929 году он начал преподавать живопись и скульптуру в Центральной Академии (Center Academy); он проработал там до 1952 года. Именно тогда он встретил Адольфа Готлиба (Adolph Gottlieb), который, вместе с другими молодыми художниками (Barnett Newman, Joseph Solman, Louis Schanker, John Graham), входил в круг учеников Мильтона Авери (Milton Avery). Стиль Авери, его работа с цветом и текстурой оказали огромное влияние на Ротко: в его работах появились схожие мотивы и цвета (см. Купание или Сцена на пляже 1933/34).

Молодые художники много времени проводили вместе с Авери, путешествуя, работая вместе над картинами, обсуждая искусство. В 1932 году, во время поездки на Озеро Джордж, Ротко познакомился с Эдит Сахар, дизайнером ювелирных украшений. Вскоре они поженились. В 1933 году состоялась первая сольная выставка в Музее Искусства Портленда, США. Там были представлены его рисунки и акварели, а также работы студентов Ротко из Центральной Академии Нью-Йорка. Семья художника не поняла его решения посвятить себя искусству. Из-за Великой Депрессии Ротковичи многое потеряли; родных Марка удивляло его безразличие и нежелание заняться более «перспективной» и «выгодной» работой, чтобы помочь матери.

Первая персональная выставка в Нью-Йорке

На первой персональной выставке в Нью-Йорке Ротко выставил 15 полотен, написанных маслом — в основном портреты, а также рисунки и акварели. На той выставке стало очевидным мастерство Ротко, который перерос влияние Авери: работа Ротко с цветовыми полями впечатлила критиков. В конце 1935 года Ротко объединился с Ильей Болотовским, Бен-Зион, Адольфом Готлибом, Лу Харрисом, Ральфом Розенборгом, Луисом Шейкером и Иосифом Сольманом. Они создали «Группу десяти» («The Ten» — Whitney Ten Dissenters), чья миссия (согласно каталогу выставки галереи «Меркюри» 1937 года) звучала так: «Протестовать против распространенного мнения о равенстве Американской живописи и буквальной живописи». Еще в 1950 году они считались радикалами, и консервативное жюри не приняло их картины на важную выставку современного искусства в Метрополитен-музее. В ответ они сделали групповое фото «Разгневанных» — все с суровыми лицами, ни тени улыбки. Особенно рассержен Марк Ротко. Стиль Ротко уже изменился, он приближался к знаменитым работам зрелого периода, однако, несмотря на интерес к изучению цвета, художник сконцентрировался на другой формальной и стилистической инновации, работая над сюрреалистичными изображениями мифологических историй и символов. Органические, полуабстрактные формы, рожденные его фантазиями и сновидениями, получили название биоморфных. В это время растет авторитет Ротко, особенно в среде Союза художников. Основанный в 1937 году, этот союз, в который входили также Готлеб и Соломан, ставил себе целью создать муниципальную галерею искусств, где можно было бы устраивать самостоятельные групповые выставки. В 1936 году группа Союза Художников устроила свою выставку в Галерею Бонапарт, во Франции (Galerie Bonaparte). В 1938 году еще одна выставка прошла в галерее Меркюри (Mercury Gallery). В тот период Ротко, как и многие художники того времени, начал работать в государственной организации, созданной для преодоления последствий Депрессии, которая привлекала художников и архитекторов для восстановления и реновации общественных зданий. В те времена на службе у государства работали многие известные художники, в том числе Авери, ДеКунинг, Поллок, Рейнар, Давид Смит, Луиз Невельсон, восемь художников из «Группы Десяти», и учитель Ротко — Аршиль Горки.

В 1936 году Ротко начал писать книгу, которая никогда не была закончена, о сходных принципах детского рисунка и работ современных ему художников. По мнению Ротко, «тот факт, что художественная работа начинается с рисунка — уже академический подход. Мы начинаем с цвета» — писал художник, сравнивая влияние примитивных культур на модернистов с мимикрическими предпосылками детского творчества. Ротко считал, что модернист, как ребенок и человек примитивной культуры, повлиявшей на него, должен в идеальной и оптимальной работе, выразить внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Это физический и эмоциональный, не интеллектуальный опыт. Ротко стал использовать цветовые поля в своих акварелях и городских ландшафтах, именно тогда предмет и форма в его работах теряют смысловую нагрузку. Ротко сознательно стремился имитировать детские рисунки. C 1929 года более 20 лет он обучал детей в Еврейском центре Бруклина. В 1938 году он обратился за получением американского гражданства и начал работать под творческим псевдонимом Марк Ротко только в 1940-м году, укоротив Маркуса Ротковича. К началу 1950-х годов он еще более упростил структуру своих картин, создав серию «мультиформы» — картин, состоящих из нескольких цветовых плоскостей. Сам художник формулировал свою задачу как «простое выражение сложной мысли». Работы, уже тогда прославившие его, — это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями живописи «цветового поля». При этом он говорил: «Не следует считать мои картины абстрактными. У меня нет намерения создавать или акцентировать формальное соотношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Но большая часть его абстрактных полотен не имели названия.

Критики считают наиболее значительной работой Ротко цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне в штате Техас.[1]




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости Нью-Йорка:

Оказать помощь в подборе котлов и оборудования может компания «Энергетик Плюс». Это один из лидеров

Решив установить себе дома газовый котел, приходится сталкиваться с проблемой выбора. Дело в том, что вариантов подобного оборудования чрезвычайно мно...

News image

Как работает свадебный фотограф

На съемку уходит мало времени Многие люди придерживаются мнения, что работа фотографа заключается в том, чтобы нажимать на кнопочку. Только на деле...

News image

Над Гудзоном вертолет столкнулся с самолетом

В штате Нью-Джерси над Гудзоном 7 августа столкнулись вертолет и частный самолет. Об этом сообщает Associated Press. По сведениям полиции штата Н...

Как купить террасную доску для немаленькой постройки?

Обивка из натурального дерева всегда радовала ощущения. Прогуливаться по теплому полу из дерева террасы всегда хорошо. Именно по этой причине древесин...

News image

Полиция пошла на попятную

Нью-Йорк - очень красивый город, и нет ничего удивительного в том, что здесь всегда много любителей запечатлеть его пейзажи - как туристов, так и ме...

News image

В Нью-Йорке открылась выставка скандального российского Соц-Арта

В Нью-Йорке в художественном музее Челси открылась выставка российских художников, работы которых были представлены в теперь уже скандально известно...

News image

В корону Статуи Свободы пустили первых посетителей за восемь лет

Американские власти после почти восьмилетнего перерыва открыли доступ в корону Статуи Свободы. Как сообщает Associated Press, первых посетителей пус...

News image

Отличные условия для сотрудничества с разработчиками программного обеспечения

Классические игровые компьютеры уже уходят в прошлое. В качестве основного компонента уже используются специальные компьютерные чипы. В результате, иг...

Истории поездок

08 - 18 - 2011

Манхэттен, Нью-Йорк

Попасть с корабля на бал – это про то, как мы прилетели в этот город. А в целом летать мне понравилось, особенно если это American Airlines. Я первый раз. Но обо всем по порядку

Подробнее ...

Известные люди:

News image

Ландау, Мартин

Мартин Ландау (англ. Martin Landau; 20 июня 1928) — американский актёр кино и телевидения. Мартин Ландау родился 20 июня 1928...

News image

Голдштейн, Элвин

Элвин «Эл» Голдштейн[1] (также Голдстин, Голдстайн; англ. Al(vin) Goldstein; р. 10 января 1936 в Нью-Йорке) — американский издат...

News image

Довлатов, Сергей Донатович

Серге й Дона тович Довла тов (по паспорту — Довла тов-Ме чик; 3 сентября 1941, Уфа — 24 августа 1990, Нью-Йорк) — русский писате...

Авторизация

forgot password? Register

Самые интересные места:

Спорт в Нью-Йорке

News image

Спорт в городе Нью-Йорк имеет длинную и выдающуюся историю. Город имеет несколько исторических мест для спортивных встреч: Эббетс Филд (Ebbets Field...

Музей Метрополитен и его выдающиеся секции

News image

Культурный центр Североамериканского континента сосредоточен в Художественном Музее Метрополитена, расположенный в Нью-Йорке. В этом знаменательн...

Знаменитый музей Мадам Тюссо

News image

Музей восковых фигур в Нью-Йорке является одним из филиалов лондонского музея мадам Тюссо. Мать Марии Тюссо была экономкой у доктора Филлипа Кёрт...

Достопримечательности

Центральный Королевский Тоннель (Queens–Midtown Tunnel)

News image

Дорога Queens–Midtown Tunnel (иногда известна просто как Midtown Tunnel) — это платная дорога в Нью-Йорке. Она пролегает под рекой Ист-Ривер и соеди...

Липстик Билдинг (Lipstick Building)

News image

Липстик Билдинг (также известное как угол 53-й улицы и Третьего авеню) — это 138-метровый жилой небоскреб, расположенный на Третьей Авеню, 885, межд...

Здание Крайслеровского Центра

News image

Здание Крайслеровского Центра (англ. Chrysler Building) — небоскрёб компании «Крайслер», построенный в 1930 г., один из символов Нью-Йорка. Здание в...

Путевые заметки:

Lake Placid, New York

News image

Получение канадского гражданства мы решили отметить за рубежом - в США, и поехали в ближайшую гористую местность в местечко Лэйк Пласид в штате Нью-...

Южный Морской порт

News image

Далее посещаем Южный Морской порт, где у причала стоят парусные суда - покорители океанов и открывается вид на знаменитый Бруклинский мост. Затем дв...

New York. SoHo, TriBeCa. Greenwich Village. Christopher

News image

Это не лондонский Soho, это SoHo - South of Houston Street. Треугольник, что ниже Канал-стрит, зовется TriBeCa (Triangle below Canal Street). И в Тр...