Главная - Персоналии - Янг, Лестер



Янг, Лестер

янг, лестер

Лестер Янг (англ. Lester Young, настоящее имя — Lester Willis Young, 27 августа 1909, Вудвилл, Миссисипи, США — 15 марта 1959, Нью-Йорк, США) — американский тенор-саксофонист и кларнетист, один из крупнейших музыкантов эпохи свинга. Получив известность в составе биг-бэнда Каунта Бэйси, он запомнился, как влиятельный музыкант, использующий «прохладную» манеру игры и замысловатые гармонии. Виртуозные импровизации Янга выделялись плавной фразировкой, предвосхитив более поздние джазовые стили — такие, как бибоп и кул-джаз. Тромбонист Майк Зверин назвал его «Моцартом джаза»[1].

Лестер Янг вырос в музыкальной семье. Отец, Уиллис Хэнди Янг, был преподавателем; брат, Ли Янг — барабанщиком, и ещё несколько родственников будущей легенды джаза профессионально занимались музыкой. Когда Лестер был ребёнком, его семья переехала в Новый Орлеан, а позже — в Миннеаполис. Отец учил его играть (разумеется, кроме саксофона) на трубе, скрипке и ударных. Лестер играл в семейном оркестре, но вышел из него в 1927 году, отказавшись гастролировать по южным штатам, где действовали законы Джима Кроу.

С оркестром Каунта Бэйси

В 1933 году Янг поселился в Канзас-Сити. После кратковременного участия в различных группах он вошёл в состав оркестра Каунта Бэйси, игравшего в «расслабленном» стиле, резко контрастировавшем с агрессивной манерой Коулмена Хоукинса, ведущего тенор-саксофониста тех лет. Янг покинул Бэйси и заменил Хокинса в оркестре Флетчера Хендерсона, но ушёл и оттуда, чтобы избежать необходимости играть в стиле Хокинса. Вскоре он вошёл в состав биг-бэнда Энди Кирка, но через полгода вернулся к Каунту Бэйси.

В 1938 году Янг принял участие в записи The Kansas City Sessions для Commodore Records, где, помимо него, отметились Бак Клейтон, Дикки Уэллс, Каунт Бэйси, Фредди Грин, Родни Ричардсон и Джо Джонс. На этой записи Янг играет как на тенор-саксофоне, так и на кларнете. Он был мастером кларнета и также имел собственный стиль игры на этом инструменте. Янга можно услышать качестве кларнетиста и на других записях 1938-39 гг. — с Каунтом Бэйси, Билли Холидэй и органистом Гленном Хардмэном. В 1939 году его кларнет был украден, и музыкант избегал этого инструмента вплоть до 1957 года, когда Норман Гранц вручил ему кларнет и уговорил сыграть.

Покидая Бэйси

Янг ушёл из оркестра Бэйси в конце 1940 года. Ходили слухи о его суеверном отказе от выступления в пятницу, 13 декабря, что ускорило его уход. Впрочем, эти слухи не были подтверждены. Как бы то ни было, впоследствии Янг возглавлял несколько небольших групп, в состав которых зачастую входил его брат. В течение пары лет музыкант сделал немало значительных записей. В частности, он аккомпанировал Билли Холидэй в 1940 и 1941, а также впервые начал сотрудничество с Нэтом «Кингом» Коулом в июне 1942 года. Нужно заметить, что его студийные записи в период с 1942 по 1943 довольно редки. Это было связано, в основном, с забастовкой Американской Федерации Музыкантов, которая, в свою очередь, была спровоцирована войной.

В декабре 1943 года Лестер вернулся под крыло Каунта Бэйси. Через 10 месяцев новый период их совместной деятельности был прерван призывом Янга в армию США. Записи этого и последующего периодов показывают, что Янг начинал более активно использовать пластиковый язычок, что придавало звуку более «тяжёлый» оттенок (хотя он оставался по-прежнему довольно мягким, по сравнению с манерой других исполнителей). Конечно, музыкант никогда не отказывался от деревянного язычка, но и пластиковому эквиваленту он уделял существенное внимание с 1943 года до конца жизни. Другой причиной перемен в звучании была смена саксофонного мундштука с металлического Otto Link на эбонитовый Brilhart. В августе 1944 года Лестер, вместе с барабанщиком Джо Джонсом, трубачом Гарри «Sweets» Эдисоном и тенор-саксофонистом Джеккетом Иллинойсом появился в короткометражном фильме «Jammin' The Blues» режиссёра Gjon Mili.

Призыв в армию

В сентябре 1944 года Лестер Янг и Джо Джонс были в Лос-Анджелесе вместе с оркестром Каунта Бэйси, когда они были призваны в армию США. В отличие от многих белых музыкантов, в армии попавших в оркестры, в том числе возглавляемые Гленном Миллером и Арти Шоу, Янг был определён в состав регулярной армии, где ему не позволялось играть на саксофоне. Лестер находился в МакКлелланде, Алабама, когда среди его пристрастий обнаружились марихуана и алкоголь. Кроме того, армейские чины узнали, что он был женат на белой женщине — это усугубило дело из-за расистских предрассудков. Вскоре его судили военным судом. Янг не смог оспорить обвинения и был осуждён. Он провёл год в бараках для заключённых, и был освобождён в конце 1945 года. Впечатления того времени нашли отражение в композиции «D.B. Blues» (D.B. — detention barracks).

Некоторые джазовые историки утверждают, что исполнительская мощь Янга пошла на спад вследствие душевной травмы, полученной в армии. Но другие критики (как, например, Скотт Янау) отрицают это утверждение. Записи показывают, что его стиль начал меняться ещё до тех событий. Существует также мнение, что послевоенный период творчества Янга отмечен особой эмоциональностью. Действительно, именно тогда Янг написал многие прекрасные баллады.

Послевоенные записи

Как бы ни менялся стиль Янга, его послевоенная карьера стала более плодотворной и прибыльной. В 1946 году Лестер присоединился к Jazz at the Philharmonic (JATP) Нормана Гранца. В последующие 12 лет он регулярно гастролировал с ними и принял участие в значительном количестве записей, изданных на Verve Records. Кроме того, увидели свет записи трио с Нэтом Коулом. Также Лестер появился на записях для Alladin Records и Savoy Records, где в качестве пианиста принимал участие Каунт Бэйси.

Качество игры Янга во второй половине 40-х — начале 50-х обсуждали многие, но несомненно одно: в этот период он дал несколько потрясающих концертов. К ним относятся безусловно, выступления в составе JATP в 1946, 1949, 1950 годах. Соло Лестера в «Lester Leaps In», исполненное в 1949 году на концерте JATP в Карнеги-Холле остаётся одним из лучших соло в истории джаза. В тот день с JATP делили сцену Чарли Паркер и Рой Элдридж.

Борьба и возрождение

Исполнительский уровень Янга стремительно пошёл на спад, начиная с 1951 года, что было связано с возрастающим злоупотреблением алкоголем. Его игра всё больше опиралась на небольшой набор клише, теряла изобретательность и оригинальность, несмотря на заявления музыканта, что он не хочет быть «карандашом для копирования» («repeater pencil» — Янг описывал этой фразой принцип повтора чужих идей прошлого). Сравнение студийных записей 1952 года — например, сессий с Оскаром Питерсоном — и вещей 1952—1953 годов показывают ухудшающееся использование возможностей инструмента и потерю чувства времени, вероятно из-за моральных и физических факторов одновременно. Игра и здоровье Янга дошли до нижней точки к декабрю 1955 года, когда он был госпитализирован после нервного срыва.

После лечения Янг существенно восстановил силы, что очевидно на записях января 1956 года с пианистом Тедди Уилсоном, в 30-е годы сотрудничавшим с Билли Холидэй. Ещё одним успехом стал «Jazz Giants '56» с Роем Элдриджем, тромбонистом Виком Диккенсоном и другими музыкантами эпохи свинга. Кроме того, Лестер Янг отправился в тур по Европе совместно с Майлзом Дэвисом и Modern Jazz Quartet, после чего выступил в Вашингтоне на Olivia’s Patio Lounge.

В течение 40-х и 50-х Янг периодически появлялся в составе оркестра Каунта Бэйси. Одним из наиболее значительных совместных концертов стало выступление на джазовом фестивале в Ньюпорте со многими старыми знакомыми Янга — Джо Джонсом, Роем Элдриджем, Иллинойсом Джеккетом и Джимми Рашингом. Игра Лестера была на более высоком уровне, чем обычно в те годы, один раз он даже воспроизвёл свой мягкий стиль 30-х годов. Среди исполненных композиций была «Polkadots and Moonbeams», любимая вещь Янга на тот момент.

Последние годы

8 декабря 1957 года Лестер Янг, Билли Холидэй, Коулмен Хокинс, Бен Уэбстер, Рой Элдридж и Герри Маллиган появились на канале CBS в шоу The Sound of Jazz, исполнив песни Холидэй «Lady Sings The Blues» и «Fine and Mellow». Это было воссоединение Янга с Холидэй, чья карьера также подходила к концу. Их контакт прерывался на годы. Соло Янга было блестящим, но сам он выглядел серьёзно больным. Он был единственным, кто сидел во время выступления, встав лишь для того, чтобы исполнить соло. Вредные привычки окончательно разрушали его организм. Янг мало ел, употреблял всё больше алкоголя, страдал от болезни печени и недостаточного питания. В последние два года физическое состояние музыканта ухудшилось настолько, что на записях того времени заметны неуверенно взятые ноты, укороченные фразы и, в редких случаях, общее затруднённое звукоизвлечение.

Лестер Янг в последний раз принял участие в записях и концертах в Париже, в марте 1959 года, в конце сокращённого европейского турне с барабанщиком Кенни Кларком. На гастролях Янг ничего не ел и спивался до предела. Рано утром 15 марта 1959 года, через несколько часов после прибытия в Нью-Йорк, Лестер Янг скончался в возрасте 49 лет. Великий музыкант был похоронен в Бруклине на Cemetery of the Evergreens. По словам известного джазового критика Леонарда Физера, ехавшего на похороны в такси с Билли Холидэй, по дороге певица сказала ему: «Я уйду следующей». 44-летняя Холидэй умерла через несколько месяцев.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости Нью-Йорка:

News image

Экскурсоводам Крыма презентовали новый маршрут

Министерство курортов и туризма РК презентовало экскурсоводам и гидам Крыма новый туристический маршрут «Жемчужина восточного Крыма – Казантип». ...

News image

Как называется палка для селфи

Селфи является видом цифровых автопортретов. Точнее, автопортрет представляет фотокамеру, штатив и все остальное, а селфи у нас ассоциируется с айфоно...

News image

Достопримечательности Нью-Йорка

В Нью-Йорке можно увидеть все, что есть на Планете. Это предметы искусства, культуры, религии и истории. Здесь собраны все лучшие и худшие черты цивил...

Оказать помощь в подборе котлов и оборудования может компания «Энергетик Плюс». Это один из лидеров

Решив установить себе дома газовый котел, приходится сталкиваться с проблемой выбора. Дело в том, что вариантов подобного оборудования чрезвычайно мно...

News image

Отель The Plaza в Нью-Йорке открылся

Сотни жителей Нью-Йорка и туристов собрались вчера на открытии The Plaza, перенесшего ремонт, стоивший 400 млн. долларов. Самый знаменитый отель мир...

Почему нужно купить гироскутер?

Магазин «GyroJet» уже долгое время занимается гироскутерами в Москве и по всей России. Предлагается самый широкий ассортимент и высокое качество проду...

News image

Школьные сумки купить в Киеве

С каждым годом нужно покупать новые школьные сумки и рюкзаки, которые за весь учебный год теряют свою былую форму. На это могут влиять различные факто...

News image

Поездка в Нью-Йорк - чего стоит ожидать от неё?

Нет такого человека, который никогда не слышал бы о Нью-Йорке, само собой, огромное количество туристов жаждет как можно скорее побывать в этом городе...

Истории поездок

08 - 18 - 2011

Манхэттен, Нью-Йорк

Попасть с корабля на бал – это про то, как мы прилетели в этот город. А в целом летать мне понравилось, особенно если это American Airlines. Я первый раз. Но обо всем по порядку

Подробнее ...

Известные люди:

News image

Рузвельт, Эдит

Эдит Кермин Кароу Рузвельт (англ. Edith Kermit Carow Roosevelt, 6 августа 1861 — 30 сентября 1948) — вторая жена Теодора Рузвель...

News image

Янг, Ли

Ли Янг (англ. Lee Young, 3 июля 1914, Новый Орлеан, Луизиана, США — 31 июля 2008, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — американский ...

News image

Фаррелл, Перри

Перри Фаррелл (англ. Perry Farrell, настоящее имя Перец Бернштейн, англ. Peretz Bernstein; 29 марта 1959, Нью-Йорк)[1] — америка...

Авторизация

forgot password? Register

Самые интересные места:

Что фотографировать на Манхеттене?

News image

Находясь в Манхэттене не по туристической путевке и без экскурсовода, трудно узнать обо всех достопримечательностях этого старейшего района Нью-Йорка....

Развенчивая мифы: магазин дизайнерской одежды может быт

News image

Ваши впечатления от посещения Нью-Йорка будут неполными, если вы не потратите хотя бы пару дней на покупки. Ведь динамичный американский город предо...

Башни Нью-Йорка

News image

Башни-близнецы Нью-Йорка, являющиеся сотни лет символом города и всей страны, ассоциируются на сегодняшний день, к сожалению, только с печально извест...

Достопримечательности

Музей современного искусства (Museum of Modern Art, MoM

News image

Музей современного искусства, расположившийся на Манхеттене в Нью-Йорке — один из первых и самых известных музеев современного искусства в мире. Нек...

Нью-Йорк - город мечты

News image

Нью-Йорк – один из самых известных городов мира. Этот культурный центр мира придет по душе абсолютно всем: начиная от заядлых эстетов и заканчивая в...

Публичная Библиотека Нью-Йорка (New York Public Library

News image

Общественная Библиотека Нью-Йорка — одна из лидирующих общественных библиотек в мире и одна из самых крупных американских исследовательских библиоте...

Путевые заметки:

New York. Clean Air Hybrid Electric Bus. Frick Collecti

News image

По Нью-Йорку курсируют вот такие автобусы с гибридным приводом. Гибриды выбрасывают в атмосферу на 30% меньше локальных загрязнителей и углекислого ...

Городской парк Нью-Йорка

News image

Городской парк Нью-Йорка огромен. Его ширина составляет около 1200 м, а длинна - более 10 км. В парке имеются и тенистые рощи, и зеленые лужайки, и ...

New York. Times Squere. Broadway musical

News image

Быть в Нью-Йорке и не сходить на бродвейский мюзикл - я бы себе не простила этого. Тем более что мнения об этом жанре сильно разнятся. Мне нужно был...