В нынешнем мире существует мода на занятия, на профессии, на востребованность, и очень часто мы, подчиняясь этому самому модному влечению, слепо следуем за толпой. И поначалу, как правило, на профессиональном поприще складывается всё очень удачно. Почему? Да потому, что на заре нашей туманной юности мы по горло сыты уже самим осознанием принадлежности к профессии своей мечты. Это, знаете, как модное платье, купленное в магазине только потому, что оно модное: тогда не имеет значения ни то, подходит ли вам этот фасон, ни то, как оно смотрится на вас вообще, ни то, подходите ли, наконец, вы этому платью – дело только лишь в том, что оно модно!
Эйфория первых нескольких дней, а то и недель, здесь просто обеспечена! Мы с любованием достаём желанное платье из гардероба, оглаживаем его, любуемся тканью, прикладываем к себе – и потом опять убираем в шкаф. И только спустя некоторое время вдруг приходит осознание: а ведь это-то не моё…
Ох, и обидно бывает это признавать! Особенно в тот момент, когда ты действительно чего-то добился и, как казалось ещё вчера, более, чем заслуживаешь всяческих похвал и признания, если не чужих, то, по крайней мере, своих собственных. А потом вдруг – пустота. Пустота именно потому, что вдруг в какой-то момент ясно осознаёшь, что «мухи - отдельно, а котлеты - отдельно»: платье хорошо само по себе, и даже очень может быть, что и ты хорош сам по себе, но вот вы вместе просто не можете существовать! Что дальше? Сомнения, поиски своего пути, снова сомнения.
Где-то в промежутке между первыми и вторыми сомнениями непременно появится тупая боль внутри, потому что в этот-то момент мы и перестаём понимать, кто в конечной ситуации во всём виноват. Сами? Отчасти, да. Родные и близкие? Что ж, часто и не без их участия докатываемся мы до жизни такой. Почему? Потому что, несмотря на то, что очень сильно хотим казаться целеустремлёнными и принимающими самостоятельно все жизненно важные решения «Петрами» и «Екатеринами», на деле оказываемся самыми обычными «Петями» и «Катями», которые постоянно слушают, что им скажут другие, и очень сильно зависят от чужого мнения.
Помню, лет эдак восемь назад я, по совету своих близких, перекрасилась в медно-рыжий цвет. Да, забыла сказать самое главное: от природы я русая, и если и перекрашивалась до этого, то в «близкородственные» цвета. И вдруг – такое! Почему я пошла на столь кардинальное изменение? Просто люди, чьим мнением я действительно дорожила, начали убеждать меня в том, что этот цвет очень моден. Сегодня смотрю на фотографии, сделанные в тот момент, и ужасаюсь. Нет, не в цвете дело! И даже не в том, что он мне не подходит! Дело в том, что я не подхожу ему…
Потом мне понадобилось приложить изрядное количество усилий, извести приличное количество тюбиков с краской, которые, естественно, требовали немаленьких материальных вливаний, на то, чтобы приобрести облик, по крайней мере, напоминающий оригинал. А всё почему? Потому что не захотела искать собственный путь, а пошла по проторенной дорожке.
Не спорю, конечно, сейчас очень легко свалить вину на кого-то другого – так просто легче принимать собственные промахи. А в том, что тут был допущен промах, уже, полагаю, сомневаться не приходится. Но вот только изменится ли что-то от этого? Однажды в одном, по-моему, американском фильме услышала уникальную мысль: «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что внутри заставляет нас выбрать именно это дорогу». Насколько всё ёмко – и насколько всё точно!
Мы можем сколь угодно сваливать вину за произошедшее на пресловутые обстоятельства, на волю родных, на течение жизни, на экономический кризис, наконец – благо, в последнее время есть, в кого и во что все шишки кидать. Но! Но только станет ли нам от этого легче? Ведь для того, чтобы обмануть весь мир, большого ума не надо: необходимый опыт в сноровке и честные-пречестные глаза, «которые просто не могут лгать». Но вот как обмануть самого себя?!
Что дальше? Дальше - принятое решение: или стиснуть зубы и молчать, или рискнуть и уйти с проторенной дорожки в откровенные сугробы по пояс, основательно завязнуть там, но всё-таки из последних сил пытаться выкарабкаться и открыть новую дорогу. Кстати говоря, может быть, удастся выйти на соседнюю тропинку, но вот от этого только поначалу радостно. Почему? Потому что все мы приходим в этот мир для того, чтобы открывать что-то новое, а не следовать за кем-то, точно попадая ботинком в следы на снегу. Поэтому единственный выход - это пытаться протаптывать свою тропинку, пусть периодически пересекающую соседние, но всё равно непременно уходя с них, чтобы не превратиться в копию: она не бывает лучше оригинала!
Про хозяина ресторана Ellen´s Stardust в Нью-Йорке рассказывают, что он как раз из тех, кому пришлось в одночасье переломать собственную жизнь. Прежняя работа не приносила удовольствия, всё более и более загоняя в депрессию. Кто-то, наверное, скажет, что работа – в любом случае работа, и в такие моменты просто надо взять себя в руки и продолжать добросовестно трудиться. Только, господа хорошие, все те, кто так рассуждает, просто, наверное, ни разу в жизни не ощущали, что откровенно тупеют, занимаясь неинтересным и непривлекательным делом. Или второе: когда-то в далёком детстве им так прочно вдолбили в головы, что они способны только на «среднестатистическую серость», что они уже и не представляют себе, что может быть по-другому.
Спрашивала тут у знакомых, которые недовольны своей нынешней работой, почему же они не уходят. Знаете, какой ответ был самым популярным? «Да где я ещё сгожусь? Таких, как я, пруд пруди, куда мне?» Если честно, я даже не знала, что на это ответить. И, в первую очередь, потому что, мне кажется, если сам человек не в состоянии оценить себя по достоинству и начать уважать, то чего же требовать от других?! Но, наверное, я просто сделана из какого-то другого теста: я вообще не понимаю, как можно стоять на одном месте, причём в понятие «место» я не вкладываю конкретное место работы – это некая внутренняя составляющая, связанная с постоянным ростом и постоянным движением вперёд.
Вероятно, на «моё изготовление» пошли остатки теста, из которого когда-то был «слеплен» хозяин Ellen´s Stardust или кто-то ещё, очень близкий ему по духу. Он не стал убеждать себя в том, что «надо продолжать работать там, где начал», не стал уговаривать самого себя, прекрасно понимая, что со временем проблем станет только больше, и тогда на них уже просто невозможно будет закрыть глаза. И тогда – откровенная ненависть к работе! Ну да, уже слышу голоса скептиков, утверждающих, что работа – вовсе не девушка, чтобы её любить. Вот сейчас даже не собираюсь убеждать вас в обратном, хотя бы только потому, что это всё равно бесполезно! Но всё же позволю себе высказать по этому поводу собственное мнение. Надеюсь, этого права у меня пока никто не отнимает?
Так вот, мне кажется, что дело вовсе не в любви к работе – дело в любви к самому себе. Только вот это не надо отрицать и прикрываться вечными «делаю для других»! Делаем мы для себя, для того, чтобы нас признавали, нас принимали, чтобы, в конце концов, от нас зависели – и нужно это на самом-то деле именно нам! Поэтому любовь к себе – это некая аксиома, сладить с которой всё равно не получится. А вот составной частью этой любви и становится самоуважение. Почему мы начинаем хандрить? Потому что понимаем, что далеки от совершенства, и перестаём на какое-то время чувствовать любовь к себе. Результат? Прямо скажем, не очень хороший. Только тот способен чего-то добиться, кто признаёт собственную ценность в нашем таком сложном мире!
Так вот, именно поэтому нынешний хозяин Ellen´s Stardust не стал заниматься лишним психоанализом и решил открыть ресторан, только несколько необычный. Согласитесь, что рестораном в Нью-Йорке вряд ли получится кого-нибудь удивить, и поэтому надо было искать ту самую «собственную тропинку», «незаполненную нишу», чтобы стать уникальным и чтобы именно в этот ресторан тянулись клиенты. Какой была находка? Более, чем интересной. Вообще преклоняюсь перед мастерством этого человека: он смог сыграть именно на тех струнах, на которых в тот момент надо было играть. Чем грезило общество? Ностальгией! «Нате вам ностальгию!» - подумал он и создал свой ресторан в духе пятидесятых годов.
Итак, Вест-сайд, 1650 Broadway/51st St. Именно здесь находится один из самых удивительных ресторанов Нью-Йорка. Причём по своей доступности для общественных масс он более, чем подходящий, потому что средняя стоимость счёта, из расчёта на одного посетителя, редко выходит за пределы тридцати «зелёных». Хотелось бы понять причину? Нет, дело вовсе не в том, что у ресторана недостаточно поклонников, и не в том, что здесь работают люди не по призванию, а по принуждению. Просто ценовая составляющая – тоже одна из черт времени, когда питаться в ресторанах было не столько роскошью, сколько элементарной необходимостью.
Правда, и рестораном-то тогда назвать такое заведение было бы довольно трудно – скорее, оно претендовало бы на звание «придорожного кафе». И только сейчас, когда всевозможная стилизация придаёт заведению определённый шарм и неповторимую атмосферу, оно может с гордостью носить имя одного из самых интересных ресторанов Нью-Йорка.
Чем примечательно это место? Сами понимаете, одним интерьером сыт не будешь! Именно поэтому и меню ресторана тоже вполне соответствует очаровательной с сегодняшней позиции эпохе пятидесятых. Особенных излишеств практически нет, если, конечно, не отнести к «излишествам» блюда, приготовленные по рецептам шестидесятилетней давности! Разнообразные коктейли, жаренные на решетке стейки из мяса меч-рыбы, непременные цыплята табака и свиные отбивные – в общем, никакого тебе точного подсчёта килокалорий и никаких сбалансированных блюд! Полная анархия, но именно это-то и привлекает! Особенно тех, кому порядком надоели бесконечные разговоры о диетах и раздельном питании.
Но и не это главная изюминка ресторана Ellen´s Stardust! Вспомните многочисленные фильмы этой эпохи. Без чего не обходилось ни одно мало-мальски уважающее себя заведение подобного типа? Правильно, без непременной певицы, выступающей не столько даже за гонорар, как сегодняшние звёзды, сколько из-за того, что сердце пело. Так вот, именно поющие сердца официантов и заставляют посетителей приходить сюда снова и снова и опять наслаждаться стройным хором их голосов: все они - профессиональные певцы.
Какая музыка здесь звучит? Очень разнообразная, но неизменным гвоздем программы становится нестареющий рок-н-ролл, убеждающий вновь и вновь своих посетителей в том, что жизнь только начинается. А как иначе? Ведь не поверь в это однажды основатель Ellen´s Stardust, вероятно, Нью-Йорк потерял бы один из самых привлекательных – причём во всех отношениях сразу - ресторанов, после посещения которого просто хочется петь и жить.