Чем дальше на север, тем меньше ощущается присутствие океана. Вокруг - царство урбанизации. Вы в сердце города, Мидтауне, а значит, самое время вспомнить о стереотипах Нью-Йорка. Кажется, вам уже рассказывали, что он не имеет собственной архитектуры?..
Да-да, назвать его стиль единым нельзя. Первым проектировщиком был военный инженер-строитель, расчертивший город сеткой параллельно-перпендикулярных улиц. Зато теперь по нью-йоркским домам не хуже, чем по учебникам, можно изучать историю мегаполиса. В одном квартале стеклянное футуристическое здание соседствует с четырехэтажным лондонским браун-стоуном; чудо минимализма и уныния начала XX века, единственным украшением которого является ржавая пожарная лестница, - с особняком в стиле королевы Виктории. Но главное - небоскребы, это они придают Нью-Йорку трехмерность, компенсируя чрезмерно упорядоченную структуру, и создают верхний ярус, превращая узкие улицы в уютный нижний город пешеходов и кафе. Кстати, они не заслоняют небо, а, наоборот, подчеркивают, заставляют чаще смотреть вверх, отрываясь от созерцания асфальта.
В конце XIX века, когда электричество вошло в повседневную жизнь и был изобретен лифт, высотные дома стали расти, как коренные зубы в пасти молодого волка. Вот Вулворт-билдинг 225-метровой высоты, его стремительные линии, резные шпили, богатый псевдоготический декор говорят о том, что зодчий взял за основу европейскую средневековую архитектуру. А вот - представитель чисто американского зодчества. Небоскреб высотой 82 метра, известный по романам О'Генри и поразивший Зигмунда Фрейда в его турне по Америке. В 1902 году набоскреб аккуратно вписали в треугольный островок, образовавшийся на месте пересечения трех улиц: Бродвея, 5-й Авеню и Восточной 23-й улицы, за что он и получил название Утюг .
Пятая авеню влечет путешественников дальше, к Эмпайр-стейт-билдинг - 102-этажному небоскребу. Его высота - 380 метров плюс 67-метровая телевизионная башня на крыше. На верхнем этаже находится смотровая площадка, посещение которой входит в обязательную программу туриста. Построили его во времена Великой депрессии в 1931 году, и стоимость проекта оказалась на 20 миллионов меньше запланированной. По причине очередного кризиса здание долго пустовало. Теперь каждое утро его 70 лифтов поднимают 20 тысяч служащих на рабочие места. Недалеко от Эмпайр-стейт-билдинг стоит другой замечательный 76-этажный дом высотой 320 метров - Крайслер-билдинг. Как непохожи они, хотя оба построены в стиле американского арт-деко! Крайслер - это прощание с детством и юностью, Эмпайр - начало нового этапа: зрелости и конструктивизма. Символично, что именно он стал одной из эмблем Нью-Йорка.